Главная
История монастыря
Возрождение обители
Новости
Братия монастыря
Памянник
Архитектура
Фото галерея
Святыни монастыря
Вопросы священнику
Наши благодетели
Реквизиты
Для паломников
Посольский Спасо-Преображенский епархиальный мужской монастырь
Поставленный на берегу моря, монастырь кажется как бы плавающим по морю. А под осиянием лучей солнца, со своими белеющими церквами, он мне показался горним Иерусалимом, сходящим с небес.
Епископ Селенгинский Вениамин (1913 год)
Современная история монастыря
Спасо-Преображенский собор в 2000 году
Возрожденный собор 2008 год
Наместник монастыря иеромонах Николай
Братия на Крестном ходе во круг обители
30 августа 1995 года в свято-Никольском храме на территории монастыря был открыт приход для верующих села Посольское. Настоятелем был назначен иерей Виктор Смольников. Образование православной общины нельзя, конечно, считать началом восстановления монашеской обители, однако отныне в стенах старейшего каменного храма в Забайкалье зазвучала соборная православная молитва.
Второе рождение монастыря непосредственно связано с назначением на Читинскую кафедру Преосвященнейшего епископа Евстафия. Считая возрождение монастырей в Забайкалье важнейшей задачей, без успешного решения которой невозможно нормальное устроение церковной жизни в епархии, Владыка приложил много сил для того, чтобы Посольская обитель вновь обрела своих насельников. Своим решением от 19 апреля 2000 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил воссоздание монастыря на берегу Байкала, а вскоре Господь направил в обитель первых послушников.
В марте 2000 года на послушание в Спасо-Преображенскую обитель прибыл Алексей Кривенко, до того полтора года пребывавший на послушании в Санаксарском Богородицком монастыре. В определённый момент он, не осознавая даже причин этого, стал молить Пресвятую Богородицу о том, чтобы вернуться на Байкал. И вскоре, действительно, отправился домой, но на обратном пути случилось некое искушение, после которого Алексей понял: его место в монастыре. На праздник Святой Троицы 2000 года ему было преподано благословение на ношение подрясника, а 21 июня 2001 году он принял монашеский постриг с именем Николай, в честь Святого Царя-мученика Николая II. Через два дня монах Николай был рукоположен в иеродиакона, на следующий день – во священника. Одновременно с ним принял постриг и послушник Игорь Ермолаев, наречённый Алексием в честь Святого мученика цесаревича Алексия Николаевича. Вскоре он также был рукоположен во иеродиакона, и был назначен экономом обители. Иеромонах Николай (Кривенко) стал вторым наместником (после иеромонаха Иннокентия (Кизарева), некоторое время занимавшего эту должность и переведённого на другое место служения) возрождённого Посольского Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Развитие удалённой сегодня от всех транспортных путей и административных центров монашеской обители в последующие годы было поистине поразительным. Малоинтересный кому-либо монастырь, не имеющей никакой экономической основы для своего процветания, вдруг стал стремительно возрождаться. Появились новые щедрые ктиторы, стали приезжать паломники из епархий европейской России. Иностранные туристы также с удовольствием посещают обитель, и за год их проходит не менее пятисот человек.
В начале лета 2002 года, в ходе археологических раскопок были определены место захоронения убиенных послов и расположение некогда разрушенных часовен и каменной ограды. С 18 июля 2002 года начаты работы по восстановлению собора монастыря, являющегося древнейшим каменным храмом Бурятии. В течение лета и осени 2003 года восстановлен его разрушенный третий световой этаж, начато строительство юго-восточной угловой башни будущей ограды обители.
В связи с 350-летним юбилеем села Посольское и всего Российского Забайкалья по инициативе монастыря в 2003 году были проведены три научно-практические конференции с участием представителей властей республиканского и местного уровня, архиереев и священников, ученых и представителей общественных организаций из Москвы, Бурятии, Иркутской и Читинской областей, Анадыря. В конце января на уровне Республики Бурятия прошла конференция «Русская Православная Церковь: история и современность». На ней рассматривался процесс освоения Россией земель Сибири и Дальнего Востока с начала 17-го века и значение Церкви в нем. 30 августа в селе Посольское были проведены торжественные мероприятия, посвященные юбилею села и Спасо-Преображенскому Посольскому монастырю. В мероприятиях приняли участие представители Министерства Иностранных Дел России, аппарата Президента и Правительства Республики Бурятия, священнослужители РПЦ, руководители крупных предприятий и банков Москвы и Бурятии, лидеры общественных и политических организаций, жители Кабанского района и села. Конференции и торжества подтвердили уникальное значение Спасо-Преображенского Посольского монастыря в истории и культуре Забайкалья и в целом Сибири и Дальнего Востока. Отмечен его особый вклад в дело освоения Россией земель, лежащих за Байкалом, приобщения коренных жителей Забайкалья к Православию. Возрождение Посольского монастыря названо одним из условий возобновления духовно-нравственных и исторических традиций народов России.
Сегодня Посольский Спасо-Преображенский монастырь поддерживает контакты с образовательными и научными учреждениями, постепенно развивается миссионерская, просветительская деятельность обители. Значение монашества, монастырей в жизни Церкви и всего человечества крайне велико. Монашеская жизнь является ничем иным, как стремлением максимально приблизиться к православно-христианскому идеалу человеческого бытия. По учению Святой Церкви, никакая молитва так не угодна Богу, как монашеская, молитва тех, кто всю свою жизнь, всего себя посвятил Господу. Монастырь является духовным родником посреди загрязнённого грехом мира, маяком, свет которого позволяет выбрать правильное направление в духовном развитии. Одна из основных задач монашеской обители – духовное окормление мiра, мирян, для которых даже одно соприкосновение с благодатной атмосферой монастырской жизни приносит немалую пользу.
Человеку, живущему в миру, очень трудно вести духовную жизнь, его ум направлен на решение множества бытовых, житейских проблем, из-за которых ослабевает способность воспринимать реальность духовной сферы бытия. Напротив, тот, кто живёт в монастыре, свободен от этих трудностей, получая возможность все свои силы посвятить служению Богу, непрестанно творя молитву и одновременно трудясь на пользу Церкви, помогая ближнему. Свобода эта достигается через послушание, ибо тот, кто послушен во всём духовному отцу (что в совершенной форме возможно лишь в монастыре), и поставленным над ним старшим, свободен от забот, его ум не трудится над их преодолением, а стало быть, может всецело погрузиться в молитву. Один из Святых Отцов и учителей Церкви, преподобный Авва Дорофей, научает (о сём узнав от иного великого Святого Отца, преподобного Варсонофия): «…каждый, предавший себя в послушание отцам, имеет… безпечалие и покой». И это святое безпечалие открывает возможность безконечного духовного совершенствования. Конечно, современные монастыри – это не киновии древних Отцов, однако всякий, желающий работать Богу в монашестве, и сегодня это может делать успешно.
Современный Посольский Спасо-Преображенский монастырь начал свою новую жизнь совсем недавно. Однако те успехи, которые были за это время достигнуты, весьма велики. Причины их, несомненно, лежат в духовной сфере человеческого бытия, и являются ничем иным, как проявлением дивного Промысла Божия о лежащей на берегу Байкала обители. Молитвами тех святых, которые когда-то подвизались в этой обители или бывали в ней, святителей и мучеников, возвращается она сегодня к жизни. Уже сейчас есть множество людей, которые получили духовное исцеление в Посольском Спасо-Преображенском монастыре, были вырваны из сект или освободились от сатанинского прельщения, подчас весьма серьёзного. Сейчас в монастыре постоянно проживает от двадцати до сорока трудников, а за год через обитель проходит до двухсот человек, стремящихся помочь своим измученным жизнью в греховном мире душам. Соприкосновение с монастырём ни для кого не проходит безследно. Примечательно, что многие учёные, начинавшие в силу своей профессиональной деятельности работать в обители, и сотрудничать монастырской братией, постепенно воцерковлялись, хотя до того были «верующими в душе» или даже неверами. Даже если одна человеческая душа может спастись через монастырь, все затраты, все труды, в него вложенные, оправданы. Сегодня же есть надежда, что, по великой к нам милости Божией, возрождаемая Посольская обитель послужит ко спасению многих.
Когда-то Посольский Спасо-Преображенский монастырь стоял в самом начале пути в Забайкалье, на Восток. Святые врата в обращённой к Байкалу монастырской стене были символом того, что важнейшей задачей, которую ставили перед собою русские землепроходцы, было обращение не познавших Христа в истинную Православную Веру. Для этого пришли сюда двенадцать братьев во главе игуменом Феодосием, для этого двести с лишним лет стояла на Байкале эта обитель. И сегодня Забайкалье нуждается в благодатном слове подлинно евангельской, православной проповеди, нуждается в духовной лечебнице. Святые врата, закрывшиеся почти сто лет назад, скоро откроются вновь…
Главная | История | Возрождение | Новости | Братия | Помянник | Архитектура | Фото | Святыни | Вопросы священнику | Наши благодетели | Реквизиты | Для паломников
Разработка сайта: Медиастудия Посольского монастыря.
pos-monastyr@yandex.ru